#опера Знает ли мой любезный читатель, сколько опер написал один из главных французских романтиков - Жорж (а в жизни - Александр Сезар Леопольд) Бизе? Все вспомнят, конечно, «Кармен». А, между тем, законченных опер в арсенале композитора 9 (одна из них, кстати, об Иване Грозном). Кроме интерпретации истории своенравной цыганки, наша публика ещё знает, пожалуй, «Искателей жемчуга» (хотя точнее было бы «Ловцы жемчуга», ведь «pêcheurs», буквально, «рыбаки»), причём даже не оперу, а знаменитый «Je crois entendre encore» - романс Надира из 1 действия - безнадёжное признание в любви и настоящий вызов для теноров, с ферматами и двумя пиано на ля и си второй октавы. Для непосвящённых: это долго, тихо и высоко - высший пилотаж. Может быть потому, что главные партии в «Ловцах» требуют филигранной точности, мастерства и аккуратности (прибавьте к этому ещё довольно существенную продолжительность - около 2 часов чистого звука), ставят эту оперу в России нечасто. Да и любовный треугольник охотник - жрица - предводитель ловцов жемчуга (со сложной предысторией и некоторым религиозным флером), похоже, кажется постановщикам не таким интересным, как солдат - цыганка - тореадор. А зря. Камерная сцена Большого театра на Никольской - крошечный зал на 200 мест в окружении Печатного двора и роскошных бутиков Третьяковского проезда - славится нетривиальным репертуаром и некоторой постановочной смелостью - иногда удачной, иногда спорной. Жаркое солнце Цейлона (а именно в этом антураже разворачивается действие) буквально выжгло пространство вокруг исполнителей. На моей памяти это самый минималистичный спектакль, который мне посчастливилось увидеть. Близко к нему - «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» в Новой опере. Вуаль Лейлы, торшер, 2 стула, пластические этюды и свет - вот и весь реквизит. И этого ДОСТАТОЧНО. Ничто не мешает восприятию, ничто не «загораживает» певцов и не «тушует» хор. Мы с Евгения Фурманова шли, конечно, на любимого моего Ярослава Абаимова (Надир) с его светлым, лёгким тембром и такой настоящей, незамутненной пылкостью, свойственной молодым и влюблённым. А ещё нам хотелось взглянуть на Алексей Верещагин за пультом и вспомнить наш «байкерский» Ярославль трехлетней давности и очень-очень разную музыку, звучавшую тогда под его руководством. Но вот настоящим открытием для меня стал весь ансамбль спектакля - Азамат Цалити (Зурга), Тамара Касумова (Лейла), Кирилл Филин (Нурабад). И хор, конечно. В этом пространстве (для Бизе зал, конечно, маловат, права Женя) невозможно фальшивить - слышно всё, каждая мелочь. Да, как по маслу не было, певцы - не роботы, но спектакль получился, вихрь терпкого южного ветра закружил и оставил прекрасное послевкусие. Мы обязательно придём ещё! Фото (кроме первого) - Павел Рычков, официальная страница спектакля на bolshoi.ru

Теги других блогов: музыка опера Жорж Бизе